Методические указания к проведению подготовки к полетам

  1. Данный раздел определяет объем и последовательность и правила проведения наземной подготовки к полетам в целом и конкретно при подготовке к полетам по задачам и упражнениям данного Курса.
  2. Материал данного раздела и порядок проведения подготовки в целом, определенный разделом носят рекомендательный характер и могут быть изменены с учетом специфики виртуальной авиационной организации. В таком случае они определяются командиром организации специальным приказом.
  3. В виртуальной авиации существуют следующие виды подготовки к полетам:
    • Теоретическая – предусматривает изучение летчиком таких теоретических дисциплин как аэродинамика, конструкция и эксплуатация авиационной техники, штурманской подготовки, руководящих летных документов виртуальной авиации. Объем, порядок и контроль прохождения теоретической подготовки устанавливается для летчиков авиационной организации лично командиром авиационной организации. Основным источником теоретической подготовки в виртуальной авиационной организации устанавливаются приказом командира организации. Основной метод контроля знаний летчика в виртуальной авиационных организациях – комплексный экзамен по теоретической подготовке, включающий по одному вопросу по каждому из следующих предметов: аэродинамика, конструкция и эксплуатация авиационной техники, штурманской подготовки, руководящих летных документов виртуальной авиации. Срок проведения теоретической подготовки определяет командир авиационной организации индивидуально для каждого летчика, но во всех случаях для курсантов он должен быть не менее 1 месяца. Для летчиков, вступающих в виртуальную авиационную организацию порядок контроля знания теоретической подготовки определяет командир организации исходя из уровня подготовки виртуального летчика, его опыта. В конце теоретического курса проводится комплексный экзамен по данным дисциплинам выводом о готовности к полетам по программе начальной подготовки.
    • Наземная подготовка – промежуточный этап между теоретической и летной подготовкой, проводится в целях обобщения и систематизации теоретических знаний в следующих случаях:
      • Перед началом программы летной подготовки курсанта
      • После перерыва в полетах более установленных настоящим Курсом по видам летной подготовки
      • Перед началом полетов по новому виду летной подготовки в объеме определенном настоящим Курсом
      • В конце каждого месяца (как правило 1-2 дня)
      На регулярной наземной подготовке проводится постановка задач на следующий месяц, разработка новых полетных заданий. Наземную подготовку проводит инструктор или командир эскадрильи. Суть наземной подготовки заключается в приобретении летным составом знаний практики полетов, получении знаний, позволяющих выполнить полет безопасно. Показателем высокого качества наземной подготовки является то, что летчик в полете не встретит ничего неизвестного. Он четко должен знать последовательность действий в полете, возможные усложнения и оптимальные решения, позволяющие благополучно завершить полет. Критерием готовности экипажа к полету не может служить количество часов, затраченное на наземную подготовку и перечень изученных вопросов. Для допуска экипажа к полету нужна полная уверенность командира в том, что экипаж способен справиться с поставленными задачами. Успех выполняемого полетного задания находится в прямой зависимости от полноты и качества проведения подготовки. Последствия некачественного проведения наземной подготовки проявляются постепенно в процессе освоения учебной задачи, раздела программы и могут быть выявлены и устранены в процессе предварительной подготовки. Недостатки в качестве проведения предварительной подготовки могут проявить себя в очередном полете, если имеющие место проблемы не были устранены в процессе предполетной подготовки. Недостатки в проведении предполетной подготовки обязательно скажутся на качестве и исходе полета, если были допущены грубые просчеты в определении безопасных высот, расчетного количества заправляемого топлива, неправильная оценка метео и аэронавигационной (тактической обстановки), и т.д. В зависимости от целей наземной подготовки она может проводиться одним из следующих видов:
      • Классные занятия
      • Самоподготовка
      • Групповые занятия на стендах, на технике
      Самостоятельная подготовка является основной формой подготовки к полетам вообще. Она дает возможность приобрести и углубить знания по изучаемой теме. Самостоятельная учеба летного состава дает положительный результат только в том случае, если она проводится систематически при повседневном контроле и помощи со стороны более опытных командиров, серьезном и вдумчивом отношении к ней. При завершении наземной подготовки проводится контроль ее качества, обычно в форме зачета, результаты которого заносятся в летную книжку виртуального летчика. Наземная подготовка должна быть закончена за неделю до начала полетов. Объем наземной подготовки определяется характером и видом предстоящих полетов.
    • Предварительная – это целенаправленный процесс работы экипажа, проводится в целях подготовки летного состава к выполнению полетов по конкретным полетным заданиям. Суть предварительной подготовки к полетам в разборе всех элементов полета, которые можно предусмотреть заранее. Предварительная подготовка проводится командиром подразделения или его заместителем накануне полетов (не ранее чем за 3 суток до полетов) и действительна в течение семи суток. В случае не выполнения полетов в течение 7 дней после прохождения предварительной подготовки ее следует провести заново. Предварительная подготовка включает:
      • Постановка задачи на полеты
      • Уяснение заданий на полеты (на ЛТУ) командирами эскадрилий, звеньев, каждым экипажем
      • Самостоятельная подготовка экипажа (группы) к полету, в ходе которой изучаются:
        • Изучение состава полетных заданий и порядка их выполнения каждым экипажем
        • Совместное изучение летчиками пар (звеньев) полетных заданий, предусматривающих групповые действия
        • Особенности прогнозируемой метеообстановки, воздушной обстановки в период полетов
        • Особенности ведения радиообмена
        • Особенности рельефа местности в районе аэродрома, меры безопасности и ограничения, связанные с ним
        • Подготовка полетной документации (подготовка полетных карт, выполнение необходимых расчетов с заполнением соответствующих бланков – «Предварительная подготовка к полетам», «Полетный лист» при необходимости, «Инженерно-штурманский расчет полета» при необходимости). Образцы бланков приведены в приложениях. Меры безопасности при выполнении конкретных полетных заданий в данных условиях
        • Действия в особых случаях полета
      • Контроль готовности экипажей, групп к полетам
      При проведении предварительной подготовки используется следующая литература: РЛЭ или Инструкция по пилотированию и СВЖ самолета, ИПП на аэродроме, КБП, КУЛП – при необходимости; учебные плакаты, карты и схемы воздушного. Самостоятельная подготовка является основной формой предварительной подготовки к полетам. В процессе самостоятельной подготовки экипаж обязан:
      • Изучить полетное задание и последовательность его выполнения, тщательно продумать свой полет (все элементы и параметры полета – высоты, скорости, значения углов атаки и перегрузки на фигурах и т.д.) и указания командира, проанализировать ошибки свои и других экипажей, допущенные в предыдущих полетах
      • Произвести необходимые расчеты для выполнения полета (с использованием графиков вычислить параметры полета и фигур пилотажа, если они отличаются от стандартных)
      • Изучить технику выполнения отдельных элементов и полета в целом
      • Изучить расположение, режим работы и порядок использования в полете радиотехнических средств
      • Изучить действия в особых случаях в полете
      • Подготовить к полету всю документацию
      Контроль готовности экипажа проводится в конце предварительной подготовки. Один из основных методов контроля готовности – розыгрыш полета «пеший по-летному». Таким методом проводить и контроль готовности к групповым полетам. При этом используется схема района полетов или отдельной зоны, модель самолета. Контроль готовности осуществляет командир эскадрильи, в процессе контроля командир дает некоторые вводные и проверяет знание летным составом действий в данной ситуации.
    • Предполетная подготовка – заключительный этап подготовки экипажа к полетам, проводится каждым экипажем в целях подготовки к выполнению каждого конкретного полета. Предполетная подготовка начинается не позднее 1 часа до начала полетов (при повторном вылете – не позднее чем за 20 -30 минут до полета) и заканчивается в кабине самолета (на рабочем месте) перед запуском двигателей. Она включает:
      • Определение командиром порядка запуска серверов, время, время года на сервере и другие данные для запуска серверов и установки нужных условий
      • Предполетные указания
      • Выполнение необходимых расчетов для данных сложившихся условий
      • Подготовка оборудования и рабочих мест
      Предполетные указания дает командир, организующий полеты. На предполетных указаниях командир доводит:
      • Время начала и окончания полетов
      • Фактическая метеообстановка (по данным разведки погоды или установленной погоды в редакторе миссий)
      • Воздушная, морская, тактическая обстановка в районе полета, по маршрутам, на полигоне (мишенная обстановка)
      • Изменения в плановой таблице
      • Условия руления, взлета, посадки, ухода и подхода к аэродрому, взлетные и посадочные курсы
      • Порядок использования РТС, средств связи, особенности радиообмена
      • Другие необходимые данные
      Предполетные указания должны быть краткими и четкими, чтобы обеспечить экипажам необходимое время на подготовку оборудования и рабочих мест. Разведка погоды выполняется в тех случаях, когда нет полной уверенности в соответствии установленных параметров погоды реальным условиям погоды, наблюдаемым на сервере.

      Выполнение расчетов для сложившихся условий заключается в расчете отклонения от ранее рассчитанных параметров полета (высоты, скорости, потеря высоты за фигуру и т.д.) с учетом фактической температуры воздуха, установленной на сервере. Подготовка оборудования и рабочих мест заключается в настройке необходимой громкости связи, параметров работы системы (видеокарты, звука), установке настроек в симуляторе (графика, звук, управление), проверка работы настроек, управления, проверка связи.

  4. Общая методика подготовки к полетам по кругу и в зону.
  5. Общая методика подготовки к полетам по маршруту.
  6. Общая методика подготовки к полетам на боевое применение.