Боевой разворот — фигура пилотажа, при выполнении которой самолет энергично набирает высоту с одновременным разворотом на 180° или на заданный угол.
Иногда боевой разворот определяют как разворот на 180° в минимальное время с максимальным набором высоты. Последнее определение неправильно, так как максимальный набор высоты можно получить при медленном развороте с малым креном, и, наоборот, минимальное время получается при движении по траектории, напоминающей форсированный разворот в горизонтальной плоскости (сначала с небольшим набором, а затем со снижением).
Боевой разворот может выполняться самыми разнообразными способами:
- в виде форсированного разворота с набором,
- в виде части витка восходящей спирали (с различными углами набора и крена),
- в виде косой полупетли (с различными углами наклона ее плоскости),
- в виде сочетания восходящей спирали с косой полупетлей и т. д.
Выбор способа выполнения боевого разворота зависит от начальной скорости и высоты, квалификации летчика и тактической обстановки. Хорошо подготовленный летчик-истребитель должен уметь эффективно выполнять всю серию возможных боевых разворотов.
Боевой разворот в полном соответствии со своим названием является самой распространенной фигурой при боевом маневрировании, с помощью которой можно осуществить:
- выход в начальную точку ввода в пикирование при атаке наземной цели (в случае выхода на траверз цели на предельно малой высоте);
- выход из атаки наземной цели, выполняемый для отхода или построения маневра повторной атаки;
- атаку воздушной цели, идущей с превышением на встречных или встречно пересекающихся курсах;
- выход из атаки воздушной цели, выполняемый для отхода или построения маневра повторной атаки;
- противозенитный маневр;
- выход из-под атаки противника.
Техника выполнения боевого разворота.
Проконтролировать место в зоне, осмотреться. Установить Vпр 750 км/ч. Наметить ориентир для вывода или курс. На Vпр 750 начать выбирать РУС на себя и затем по диагонали, создавая крен 60 и тангаж 30 гр с перегрузкой 3-4 ед. В процессе ввода увеличить обороты до максимала.
После создания крена 60 и тангажа 30 зафиксировать эти параметры и сохранять их. Внимание распределять на положение ВЧФ ОЛЕГ, авиагоризонт, скорость. После уменьшения Vпр до 550 перевести самолет в ГП и закончить выполнение БР в ГП с креном 45. После вывода установить Vпр 550, проконтролировать высоту.
В практике полетов целесообразно выполнять и второй тип боевого разворота – по типу косой полупетли. Он может выполняться по методике выполнения полупетли, и выполняется в учебных целях в комплексе с другими фигурами с начальным креном 30-45 градусов.
Следует учитывать, что при выполнении этого типа боевого разворота тангаж и крен будут постоянно меняться и летчик имеет возможность контролировать траекторию БР по контрольным точкам. Например на тангаже 50, крен должен быть примерно 80 градусов, а в верхней точке крен должен быть 135 градусов.
Так как даже незначительная ошибка в установке начального крена ведет к изменению угла наклона траектории, летчику не нужно расходовать внимание на исправление мелких ошибок при выставке начального крена, а учитывать, что угол наклона траектории сохраняется в пределах 30-60 градусов. В целом же выполнение этого типа БП аналогично по технике выполнения первой половины косой петли.