Все экипажи и расчеты пунктов управления обязаны вести радиообмен спокойным ровным голосом, разборчиво и четко передавать свой позывной и команды (информацию), соблюдая установленные правила радиообмена.
- Порядок радиобмена при производстве полетов должен быть единым, а команды стандартными для всех частей истребительной авиации.
При возникновении нестандартных ситуаций разрешается применять команды и доклады в соответствии со сложившейся обстановкой. При этом экипаж, по возможности, должен сообщить высоту, скорость полета и свои действия.
При освоении новой авиационной техники разрешается применять дополнительные команды и доклады, поясняющие действия летчика (экипажа) на различных этапах полета. - До передачи команд и докладов необходимо прослушать эфир и убедиться в том, что другие экипажи на передачу не работают. При возникновении особого случая в полете все экипажи не дожидаясь команды пункта управления должны до минимума сократить, или прекратить работу на передачу, обеспечив непрерывный радиообмен пунккта управления с экипажем, нуждающимся в помощи.
- При устойчивой радиосвязи, гарантирующий точный прием команды (доклада), подтверждение получения команды передается словом "Понял", без повторения содержания команды (доклада). Исключение должно составлять подтверждение на изменение эшелона (высоты) полета с указанием ее нового значения (121-й, понял, 3600). В случаях, когда есть сомнение в правильности принятой команды, подтверждение приема дается ее повторением.
- При выполнении групповых полетов радиосвязь с пунктом управления осуществляет ведущий (командир) группы: ведомые работают на прием, кроме случаев, требующих доклада ведущему или пункту управления. При взлете групп одиночными самолетами ведомые экипажи разрешения на взлет не запрашивают, а взлетают по истечении установленного временного интервала взлета по команде руководителя полетов. После роспуска группы для самостоятельных действий одиночными экипажами каждый экипаж ведет радиосвязь самостоятельно.
- Для сокращения радиообмена единицы измерения значений курса, скорости, высоты, крена, остатка топлива не передаются.
например:
Курс 340° - "Курс триста сорок";
Скорость 900 км/ч – "Скорость девятьсот";
Остаток топлива 2500 кг - "Остаток две пятьсот"
- РП – руководитель полетов
- РБЗ – руководитель ближней зоны
- РЗП – руководитель зоны посадки
- РДЗ – руководитель дальней зоны
- РПП - руководитель полетов на полигоне