Бочка - фигура пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается относительно продольной оси на 360° с сохранением общего направления полета.
Бочки бывают:
- одинарные, полуторные и многократные (сюда же можно отнести и полубочки);
- горизонтальные, восходящие и нисходящие;
- быстрые и замедленные;
- управляемые и неуправляемые;
- штопорные и элеронные.
При полной характеристике этой фигуры можно, например, сказать: "летчик выполнил одинарную, восходящую, замедленную, управляемую, элеронную бочку".
Управляемой бочкой называется такая, при выполнении которой между вводом и выводом (т.е. в процессе вращения) положение рулей меняется (например, в положении "вверх колесами" отдается ручка от себя или меняется положение педалей).
Неуправляемой бочкой называется такая, при выполнении которой от ввода до вывода положение рулей не меняется.
Быстрая бочка обычно выполняется как неуправляемая, замедленная - как управляемая.
Штопорной бочкой называется такая, на которой вращение происходит за счет авторотации крыла на эакритических углах атаки. Ввод в такую бочку осуществляется энергичным взятием ручки на себя и дачей ноги до отказа в желаемую сторону вращения. Штопорная бочка является и быстрой, и неуправляемой.
На современных сверхзвуковых самолетах выполнять такую бочку нецелесообразно и опасно, так как слишком быстрое вращение самолета с движением носовой и хвостовой частей фюзеляжа по большим окружностям может привести к переходу в плоский штопор.
Элеронной бочкой называется такая, на которой вращение происходит за счет поперечного момента, создаваемого отклонением элеронов. Руль направления отклоняется при этом в сторону бочки для устранения внутреннего скольжения. В некоторых случаях (например, при недостаточной эффективности элеронов) можно еще несколько увеличить дачу ноги в сторону бочки, т. е. создать уже внешнее скольжение, которое будет помогать элеронам и способствовать вращению в нужную сторону.
При маневрировании бочка обычно является составным элементом других фигур. Это может быть полубочка (первая половина бочки) в начале переворота, полубочка (вторая половина бочки) в конце полупетли Нестерова, полубочка (или часть бочки с поворотом на произвольный угол) при изменении направления движения на вертикальных участках петель, полупетель и переворотов.
Техника выполнения бочки
На самолете разрешается выполнение одинарных и многократных бочек. Скорость при выполнении бочки не менее 600 км/ч.
Для выполнения бочки установить скорость 600 – 650 км/ч, наметить ориентир или запомнить курс для вывода. Создать угол кабрирования 10-15 градусов, зафиксировать его незначительным движением РУС от себя и за 6–8 с выполнить вращение самолета вокруг продольной оси на 360 градусов.
Во время выполнения бочки взгляд направить вперед на линию горизонта, оценивая темп вращения самолета и контролируя отсутствие скольжения по КПП.
Выполнение бочки происходит без ощущения околонулевых и отрицательных перегрузок. При выполнении многократных бочек начальный угол кабрирования 25-30 градусов, а после выполнения первой бочки рули на вывод не даются.