Определение высоты на посадке.
Выполнение посадки связано с точным глазомерным определением высоты. Каким образом летчик это делает, т.е. какая физическая величина служит ему критерием высоты?
Распространенное мнение о решающей роли бинокулярного зрения (зрения двумя глазами) или свойства зрачков к «наводке на резкость» не подтверждается практикой. Высота при посадке определяется летчиком по целому ряду условных признаков, главным из которых является общая картина набегания земли, характеризуемая угловой скоростью набегания и веером (углом) разбегания.
Рис. 1 Картина набегания земли, наблюдаемая летчиком с различных высот при посадке |
Когда летчик смотрит на землю с высоты 25-30 м, то земля набегает на самолет сравнительно медленно и почти параллельными полосами (рис. 1). С высоты 10 м земля набегает быстрее, а веер разбегания полос шире. На высоте 1 м скорость набегания земли еще больше, а веер разбегания полос приближается к линии горизонта. Таким образом, летчик определяет при посадке некоторые параметры движения земли, связанные с высотой довольно условно. В процессе обучения летному делу инструктор каждому случаю набегания земли дает обозначение в виде величины высоты, что обучаемый и запоминает. Истинное значение высоты при этом большого значения не имеет. Главное — это научиться начинать и заканчивать выравнивание при определенной картине.
Сказанное имеет очень важное значение для летной практики, так как неправильное или нестабильное направление взгляда при посадке неизбежно приводит к искажению соответствующей картины набегания земли и неправильному профилю посадки. Если смотреть очень близко, то картина набегания получится такой, какой она была на меньшей высоте при нормальном удалении взгляда, т.е. высоту, например, 2 м летчик будет принимать за 1 м, что приведет к высокому выравниванию. Если смотреть дальше обычного места, то картина будет соответствовать случаю, наблюдаемому на большей высоте, т.е. высоту 1 м летчик будет принимать за 2 м, что приведет к низкому профилю посадки.
При посадке взгляд должен скользить по поверхности земли, не задерживаясь на отдельных деталях. В противном случае может наступить временная потеря представления о высоте. При направлении взгляда правее или левее рекомендуемого места возникает впечатление крена или сноса и летчик начинает «бороться» с мнимым отклонением, создавая действительное.
Таким образом, рекомендуемое направление взгляда на посадке выработано на основе теории и практики и должно строго выполняться. Некоторые летчики утверждают, что они могут на посадке временно отвлекать взгляд от земли. Это весьма опасное нарушение. Оно случайно проходит благополучно только благодаря сравнительной простоте посадки па современном самолете, когда достаточно более или менее правильно начать выравнивание, чтобы самолет дальше приземлился сам. Даже на простом самолете следует пилотировать по всем правилам, иначе освоение более сложной машины будет чрезвычайно затруднено.
...после выхода на ПК
Включить фару в посадочное положение. После пролета ДПРМ (удаление 4 км) доложить РП, проконтролировать скорость 350-330 км/ч и продолжить снижение с Vy 3-5 м/с.
Контролировать уменьшение Vпр чтобы над БПРМ она составляла 310-300 км/ч, над торцом ВПП 300-290 км/ч. Над БПРМ (удаление 1 км) убедиться еще раз в том что полоса свободна, проконтролировать скорость.
Следует учитывать, что при изменении полетной массы самолета меняется его поведение на глиссаде и главным образом скорость. Необходимо до начала выравнивания (рекомендуется над БПРМ) подобрать необходимую скорость так, чтобы самолет снижался по глиссаде с тангажом 1-2 градуса с нормальной вертикальной скоростью. На практике скорость в зависимости от массы может быть от 280 до 310 км/ч.
На высоте 30 м последний раз проконтролировать скорость и перенести взгляд в точку начала выравнивания. На высоте 6-10 м начать выравнивание и перенести взгляд на 25-30 гр влево и 30-40 м вперед.
Выравнивание производить с таким расчетом, чтобы Vy уменьшалась пропорционально высоте. На высоте 1 м проконтролировать нормальное выравнивание и добирать РУС по мере снижения самолета, создавая при этом посадочный угол тангажа 7 гр. Обороты в процессе выравнивания убирать так, чтобы к концу выравнивания они соответствовали МГ. Внимание распределять на определение расстояние до земли, соразмерность взятия РУС на себя, определение момента касания, сохранение направления. После касания задержать РУС, после того как самолет начнет устойчиво двигаться по полосе на основных колесах - отпустить. На скорости менее 200 км/ч применить тормоза колес. Убрать ТЩ, механизацию, освободить полосу и доложить об этом РП.
Исправление отклонений на посадке.
При взмывании прекратить уборку оборотов, незначительно отдать РУС от себя для прекращения взмывания, после чего произвести нормальную посадку. Если взмывание произошло на высоту более 2 м увеличить обороты до максимала, выполнить уход на 2-ой круг.
При отрыве самолета от земли задержать ручку и дождаться касания. Если после отделения от земли самолет набрал высоту более 2 м, увеличить обороты до максимала и уйти на второй круг.
При высоком выравнивании: если летчик замечает, что выравнивание будет закончено высоко, необходимо незначительным движением РУС от себя продолжить снижение самолета , затем выполнить нормальное выравнивание и посадку. Во всех случаях отклонений на посадки не отвлекать взгляда от земли и перевести его вперед после того как самолет начнет устойчиво набирать высоту.
Уход на 2-ой круг
Уход на второй круг выполнять с высоты 60 м. Для этого вывести обороты на максимал, прекратить снижение, убрать шасси, и перевести самолет в набор высоты. На высоте 100 м и скорости 400 км/ч убрать механизацию и продолжить набор высоты с ростом скорости до 500 км/ч, затем установить обороты 83-85%, на этой скорости и оборотах продолжать набор. Выключить подрежимы навигации. Выполнить повторный заход на посадку.
При необходимости уход на 2-ой круг разрешается выполнять с любой высоты.