Пикирование - фигура пилотажа, при выполнении которой самолет снижается с постоянным углом наклона траектории.
Пикирование с углом наклона траектории до 30° называется пологим, с углом более 30° - крутым и с углом, близким к 90° - отвесным.
Пикирование применяется в основном при атаке наземных целей, а также при необходимости быстро потерять высоту полета и набрать скорость. Иногда пикирование может быть применено и в воздушном бою - для атаки противника, находящегося впереди и ниже атакующего самолета, или, наоборот, для отрыва от противника. В некоторых случаях пикирование применяется как противозенитный маневр.
Пикирование состоит из трех элементов:
- ввода,
- прямолинейного участка (собственно пикирования)
- вывода.
Техника выполнения пикирования.
Установить Vпр 500 км/ч, наметить ориентир для ввода расположенный в стороне на 70-90 градусов и на 30 градусов вниз.
Ввести самолет в пикирование с креном 90-120. Начать ввод в ГП с креном 60, с последующим его увеличением до 90-120 гр и с перегрузкой 2-3 ед. с таким расчетом, чтобы ввод был выполнен на намеченный ориентир. В процессе ввода установить МГ. Внимание распределять на сохранение заданного угла, темп увеличения скорости.
На скорости 750 км/ч вывести самолет в ГП с перегрузкой 3-5 ед. с одновременным увеличением оборотов до максимала (в зависимости от следующей фигуры).
Если пикирование выполняется с углом 45 или 60 градусов в учебных целях, ввод выполнять полупереворотом или двумя полубочками. Для ввода в пикирование полупереворотом установить скорость 500 км/ч, обороты 80%, создать предварительный угол тангажа 10-15 градусов, создать крен 135 градусов и создать угол атаки 9-11 градусов плавным движением РУС на себя. Внимание распределять на положение ВЧФОЛЕГ, создание и сохранение заданного угла атаки, определение момента создания угла тангажа 45 градусов вниз по КПП. После достижения заданного угла тангажа по КПП движением РУС от себя кратковременно зафиксировать это положение и установить крен 0 по КПП. В процессе ввода установить РУДы в положение МГ. Внимание распределять на сохранение угла пикирования и темп роста скорости, на определение момента начала вывода.
При достижении скорости 750-800 км/ч начать вывод из пикирования с перегрузкой 4-5 единиц. В процессе вывода при подходе к горизонту установить обороты соответствующие скорости 750-800 или для выполнения следующей фигуры.
Следует учитывать, что при выполнении пикирования с углами 45 и 60 градусов скорость нарастает очень быстро даже при установке РУДов на МГ, а прямолинейный участок пикирования скоротечен и непродолжителен. На практике он длится от 4 до 10 секунд в зависимости от угла пикирования. Поэтому необходимо уделять основное внимание темпу роста скорости и определению момента начала вывода после установки нулевого крена.