Переворот

Переворот - фигура пилотажа, при выполнении которой самолет поворачивается относительно продольной оси на 180° с последующим движением по нисходящей траектории в вертикальной плоскости и выводом в горизонтальный полет в направлении, обратном вводу.

Переворот может выполняться в самых различных условиях и самыми различными способами:

  • при работе двигателя на малом газе, на максимале или форсаже;
  • с выпущенными или убранными тормозными щитками;
  • на средних, больших или стратосферных высотах;
  • на эволютивной или сверхзвуковой скорости;
  • со сравнительно небольшой или, наоборот, с максимальной располагаемой перегрузкой и т. д.

Техника выполнения переворота

Выполнение переворота возможно в большом диапазоне высот и скоростей полета, на различных режимах работы двигателей. Летчик должен учитывать при выполнении переворота, что при его выполнении на максимале поддержание скорости и обеспечение безопасной высоты на выводе возможно до скоростей ввода в переворот 800-900 км/ч. Если же скорость на вводе больше, то потеря высоты за переворот увеличивается, а малая эффективность стабилизатора при увеличении скорости больше 900-1000 км/ч в процессе выполнения переворота усугубляет положение.

В учебных целях переворот выполняется на скоростях ввода 450-550 км/ч, оборотах 80%.

В ГП на Vпр 500 км/ч установить обороты 80%. Проконтролировать высоту. Создать угол кабрирования 10-15 гр. Плавным но энергичным движением РУС ввести самолет во вращение. Внимание распределять на скорость изменения крена, определение момента достижения крена 180. После достижения крена 180 зафиксировать его и начать брать ручку на себя, создавая угол атаки 8-11 градусов. Перегрузка при этом 1-1,5.

После этого внимание распределять на темп и соразмерность взятия РУС на себя, темп роста скорости, постоянство угловой скорости вращения и угла атаки. На угле 90 гр перегрузка должна быть 3-4 ед. , на угле 45 – 4,5-5 ед.

После прохода угла 30 гр начать плавно отдавать РУС от себя и вывести самолет в ГП. Vпр после вывода должна быть равна 750 км/ч. Если последующая фигура выполняется на форсажных режимах работы двигателей, то угловая скорость вращения на перевороте должна быть несколько больше для обеспечения скорости 650 на выходе. Угол атаки при этом в процессе выполнения переворота должен быть 10-13 градусов. При подходе к тангажу 0 на угле тангажа 45-30 градусов оценить скорость и для ее корректирования либо уменьшить перегрузку, либо увеличить обеспечивая скорость для выполнения следующей фигуры. На угле тангажа 30 градусов разрешается устанавливать обороты для выполнения следующей фигуры. Потеря высоты за переворот в этом случае составляет примерно 1500-2000 м.