Вираж - фигура пилотажа, при выполнении которой самолет разворачивается на 360° в горизонтальной плоскости с постоянным или переменным радиусом кривизны. Часть виража называется разворотом.
Вираж с креном до 45° называется мелким, а с креном более 45° — глубоким.
Правильный вираж — вираж, выполняемый с постоянными скоростью и углом крена без скольжения.
Вираж, предельный по тяге, - правильный вираж, выполняемый при максимальной тяге (на форсаже) на заданной скорости.
Форсированный вираж - вираж, выполняемый c уменьшением скорости и радиуса кривизны траектории.
Вираж, предельный по перегрузке, - вираж, выполняемый при предельно допустимой (располагаемой) перегрузке.
По технике пилотирования вираж является одной из наиболее сложных фигур пилотажа, так как его выполнение предъявляет повышенные требования к объему и порядку переключения внимания, к скорости переработки информации об одновременно изменяющихся параметрах полета, к точности и координации отклонений рулей.
Техника выполнения виража с креном 60 градусов
Проконтролировать место в зоне, осмотреться. Установить Vпр 600 км/ч. Наметить ориентир для вывода или курс.
Координированными действиями рулями ввести самолет в вираж. На вводе внимание распределять на соразмерность отклонения РУС, скорость увеличения крена, определение момента достижения заданного крена. После достижения заданного крена зафиксировать его постановкой РУС в нейтральное положение или незначительным отклонением в противоположную сторону при быстром вводе. В процессе ввода плавно выбирать РУС на себя для поддержания самолета в ГП. После ввода изменением оборотов добиться сохранения Vпр 600 км/ч. В процессе выполнения виража внимание распределять на положение ВЧФ ОЛЕГ, авиагоризонт (крен, тангаж), Vпр , вариометр. Периодически контролировать высоту.
При подходе к намеченному ориентиру за 5 градусов начать вывод самолета из виража плавным координированным движением РУС. Внимание на выводе распределять на соразмерность отклонения РУС, скорость уменьшения крена, определение момента вывода из виража. После вывода проконтролировать высоту , Vпр , место в зоне. В процессе вывода установить обороты соответствующие Vпр 600 км/ч.
При вводе в вираж или разворот не забывайте увеличивать обороты для сохранения постоянной скорости Vпр.