Порядок и техника выполнения полетов на практический потолок и разгон предельного числа М

Полет на разгон предельного числа М

Полеты на разгон/потолок выполняются по маршруту, описанному ИПП аэродрома на высотах не ниже 11000 м. Для полетов на сверхзвуковой скорости на малых высотах выделяются воздушное пространство над территориями полигонов или в специально выделенных районах.

Ниже изложена типовая методика выполнения полетов на разгон предельного числа М. Полет выполнять с заправкой топливом 6000 кг, без подвесок или с четырьмя УР воздух-воздух.

Самолет выходит на сверхзвук только с использованием форсажных режимов работы двигателей. При переходе на сверхзвук в кабине ощущается значительное уменьшение шума. После прохода числа М = 1.5 - 1.6 избыток тяги несколько возрастает и самолет быстрее начинает набирать скорость.

Гашение скорости после выполнения сверхзвуковых режимов полета на оборотах МГ происходит достаточно быстро, а выпуск тормозного щитка намного сокращает время гашения скорости. Так же разрешается уменьшать время гашения скорости путем перевода самолета в набор высоты с углами до 10 гр. или отворотами с креном 60 градусов.

После взлета, сохраняя угол тангажа по КПП 7-10 градусов выполнить разгон до истиной скорости 900-950 км/ч с одновременным набором высоты 1000 м. После прохода высоты 1000 м увеличить угол набора до 13-14 градусов по КПП и в дальнейшем набор высоты выполнять на истиной скорости 900-950 км/ч. Вертикальная скорость при этом равна приблизительно 30-50 м/с. За время набора высоты 12000м самолет успевает пролететь 100-120 км.

Набрав высоту 12000м перевести самолет в ГП и выполнить отход от аэродрома на удаление 150 км на скорости истиной 950 км/ч. На дальности 150 км выполнить разворот на обратный курс с креном 45, скорость в развороте 950 км/ч выдерживать изменением оборотов.

После выполнения разворота включить форсаж и начать разгон скорости с одновременным набором высоты 13000м с вертикальной скоростью 15-20 м/с. Далее разгон скорости от М=1.1 до 1.3 выполнить со снижением до высоты 12000 м с вертикальной скоростью 20-30 м/с. Тангаж по КПП на этом этапе равен -3…-2 градуса. Дальнейший разгон скорости выполнять в ГП на высоте 12000 м. На числе М = 1.7 перевести самолет в набор высоты, установив угол набора 3-4 градуса по КПП. Вертикальная при этом составляет 40-50 м/с. Набрав высоту 13500 установить ГП и выполнить дальнейший разгон до числа М = 1.9-2. На этом числе М перевести самолет на снижение, установив угол снижения -3 по КПП. После снижения до высоты 12000 м перевести самолет в ГП. Число М при этом составляет 2.2-2.3.

Дальнейший разгон и полет на предельном числе М выполнять на высоте 12000 м. Для ознакомления с поведением самолета на предельном числе М = 2.35 выполнить отвороты влево и вправо на угол 30 – 45 градусов от курса полета с креном 45 градусов. За время разгона и отворотов самолет пролетает 150-170 км.

После ознакомления с поведением самолета установить обороты МГ и уменьшить скорость до приборной скорости 500 км/ч, затем на этой скорость перевести самолет на снижение, сохраняя скорость углом снижения. Выполнить снижение и заход на посадку. При расчете необходимо контролировать высоту по удалению в пропорции 1:1. Например, на удалении 100 высота должна быть 10000м, на удалении 90 – 9000м, и. т. д. Также учесть, что необходимо начать разворот на обратный курс когда удаление будет на 10 км меньше высоты, например на удалении 70, высоте 8000 м, т. к. за разворот на 180 гр. самолет на скорости снижения 500 км/ч по прибору теряет 1000-1300м высоты. Дальнейшее снижение производить по такой же методике контролируя высоту и удаление. Вынесенную точку пройти на высоте 900 м, далее выполнить заход, расчет на посадку и посадку. За время полета самолет расходует 3-4 тонны топлива. Перед гашением скорости проверить остаток топлива не менее 2000 кг.

Полет на практический потолок

Практическим потолком полета называется высота, на которой вертикальная скорость набора высоты равна 3 м/с. В стандартных условиях при наборе высоты на рекомендуемом режиме практический потолок для самолета Су-27 равен 19000 м. Полеты на практический потолок выполнять с заправкой топлива 6000 кг, без подвесок или с четырьмя УР класса воздух-воздух.

После взлета на максимале до высоты 1000 м набрать истинную скорость 850-900 км/ч и дальнейший набор высоты выполнять на этой скорости на максимале. Посте набора высоты 12000м перевести самолет в ГП и установить скорость 900-950 км/ч и выполнить отход от аэродрома на дальность 150-170 км. После достижения этой дальности по методике изложенной в разделе «полет на разгон» выполнить разворот в сторону аэродрома и разгон до числа М=1,6 – 1,7, затем перевести самолет в набор высоты с заданным числом М.

После набора высоты практического потолка перевести самолет в ГП и ознакомиться с поведением самолета при полете на практическом потолке отворотами на 30-40 градусов от линии пути с креном до 45. Затем на дальности до аэродрома до 150 км, остатке топлива не менее 2000 кг установить двигатели на малый газ, перевести самолет на снижение с вертикальной скоростью 50 – 60 м/с. При этом снижение будет проходить с приборной скоростью примерно 500 км/ч. На высоте 11000-12000 м число М будет меньше 1. При снижении с практического потолка на приборной скорости 500 км/ч самолет проходит расстояние около 250 км за 20 минут, расходуя при этом 400 кг топлива. Заход на посадку выполнять с рубежа или по системе «возврат» по командам РП.