- Данный курс определяет порядок и последовательность подготовки летчиков ИВА к выполнению основных боевых задач, первоначальное обучение летчиков виртуальной авиации.
- Подготовка проводится по трем программам. Программы подготовки проходить последовательно согласно схеме и методическим указаниям к программам.
- Подготовку инструкторов разрешается выполнять параллельно с допуском летчика к инструкторским полетам по элементам КБП, уже освоенных инструктором на боевом самолете. В качестве инструктора разрешается готовить виртуальных летчиков, имеющих квалификацию не ниже «виртуальный летчик 2-ого класса». При этом в летной документации при выполнении инструкторских полетов (полетов на запись обучающих треков) после номера упражнения ставить букву «и» и записывать краткое содержание задания на полет аналогично другим полетам, например «Упр. 13и КБП ВИА –05 Инструкторский полет в зону на сложный пилотаж (запись обучающего трека)». К инструкторским полетам по виду летной подготовки допускать летчиков, освоившим вид полготовки на боевом самолете на оценку не ниже «ХОРОШО». Соответствующий допуск записывать в летной книжке. Виды инструкторских допусков приведены в таблице допусков к полетам.
- При переучивании летчика на новый тип самолета количество полетов и их последовательность определяет командир или заместитель командира организации исходя из уровня подготовки летчика на предыдущем типе истребителя.
- Летному составу летающему на нескольких типах самолетов тип самолета для личной тренировки определяет командир организации.
- В летную смену летному составу разрешаются полеты только на одном типе самолета.
- При планировании летчику дополнительных полетов командиру эскадрильи разрешается изменять количество и последовательность выполнения фигур или элементов полетного задания в объеме данного упражнения. При этом командир исходя из индивидуальных способностей летчика должен назначить такое количество дополнительных полетов, которое обеспечит полное освоение летчиком тех элементов полета, которые освоены недостаточно. Это могут быть вывозные полеты (по трекам, специально записанным для летчика) или контрольные полеты «online».
- В виртуальной (военной) авиации выполняются следующие виды полетов:
- Вывозные (обучающие треки) – просмотр обучающих треков или наблюдение за полетом инструктора.
- Контрольные – полеты, выполняемые летчиком в режиме «online» под контролем инструктора, или как исключение, записанные обучаемым летчиком треки. При необходимости допускается выполнение полета в режиме «online» с инструктором по упражнению еще не освоенному виртуальным летчиком, в котором инструктор находится рядом с летчиком и обучает его словесными методами. Такой полет считать вывозным и разрешается выполнять при освоении виртуальным летчиком более простых полетных заданий. Обучаемый должен в таком случае иметь квалификацию не ниже «Виртуальный летчик 3-его класса», инструктор – «Виртуальный летчик 1-ого класса».
- Тренировочные – полеты, выполняемые летчиком в режиме «online» для отработки техники пилотирования, самолетовождения и боевого применения.
- Боевые – полеты для выполнения боевых задач.
- Специальные – полеты для выполнения задач, не предусмотренных Курсом боевой подготовки и назначением данного рода авиации.
- Время полета, указанное в упражнениях является ориентировочным, а порядок выполнения задания обязательным.
- Упражнение считать отработанным, а учебную цель достигнутой, если каждый полет по упражнению выполнен на оценку не ниже «удовлетворительно».
- Летную подготовку проводить равномерно, не допуская длительных перерывов в полетах. Допустимые перерывы в полетах по виду летной подготовки для каждого летчика индивидуально определять командиру эскадрильи или командиру организации. При этом максимальные значения перерывов не должны превышать сроков, указанных в таблице.
Допустимые перерывы в полетах
Вид полета Перерыв , мес., при классе летчика Снайпер и 1-й 2-й класс 3-й и без класса Воздушный бой 2 1 1 Сложный (высший) пилотаж 2 1 1 Техника пилотирования и навигация на предельно малых высотах 3 2 1 Атака наземных (морских) целей со сложных видов маневра 3 2 1 Атака наземных (морских) целей с простых видов маневра 5 4 3 Групповая слетанность 5 4 3 Техника пилотирования и навигация на малых высотах 5 4 3 Полеты в СМУ 5 4 3 При определении перерывов полеты на воздушный бой засчитывать как полеты на сложный пилотаж. Полеты на атаки наземных целей с малых (предельно малых) высот засчитывать как полеты на малых (предельно малых) высотах. Перерыв в инструкторских полетах не должен превышать 6 месяцев.
- При перерывах в полетах превышающих установленные восстановление навыков проводить по упражнениям программы уже освоенным летчиком. При этом: количество полетов в летную смену определять каждому летчику индивидуально командиру эскадрильи, плавно увеличивать нагрузку в летную смену, к боевому применению приступать после восстановления навыков техники пилотирования и навигации в соответствующих условиях.
- Один раз в 12 месяцев проводить следующие мероприятия независимо от класса летчика: зачетно-экзаменационная сессия со сдачей зачетов по теоретической подготовке (РЛЭ самолета, аэродинамика, КУЛП, КБП, ИПП в районе аэродрома), проверку заполнения летной книжки, проверку техники пилотирования и СВЖ (на сложный пилотаж, боевое применение, с имитацией отказов двигателя и оборудования самолета). Летчиков не сдавших зачеты по теоретической подготовке к проверке техники пилотирования и СВЖ и боевого применения не допускать. После сдачи летчиками годовой зачетно-экзаменационной сессии и отлетывания проверок командиру эскадрильи составлять план-график летной подготовки эскадрильи на предстоящий год. В плане должно указываться количество полетов, которое необходимо выполнить летчику по каждому упражнению. Образец план-графика приведен в приложении. Летчикам, летающим на нескольких типах самолетов количество проверок и их содержание на каждом типе самолета определять командиру организации. Инструкторов необходимо дополнительно проверять 1 раз в 12 месяцев с инструкторского сидения по наиболее сложному виду подготовки. Перед выполнением проверочных полетов в эскадрильи командиру эскадрильи составлять план – график проверок летного состава эскадрильи.
- Планирование полетов является обязательным и должно проводиться не позднее чем за сутки до начала полетов. Планирование полетов осуществлять командиру эскадрильи при участии командира организации и командиров звеньев. При планировании нагрузка на летчика не должна превышать значений, указанных в таблице. Если летчику запланировано максимальное кол-во полетов по данному виду подготовки, а нагрузка в процентах не максимальна, разрешается планировать полеты с меньшей нагрузкой но чтобы общая нагрузка за летную смену не превышала 100%, при выполнении комплексного полетного задания процент нагрузки одного полета считать по наиболее сложному полетному заданию.
Нагрузка летного состава в летную смену
Вид полета Курсант Летчик Инструктор Кол-во полетов Нагрузка одного полета, % Кол-во полетов Нагрузка одного полета, % Кол-во полетов Нагрузка одного полета, % По кругу 4 14 5 10 8 10 В зону на пилотаж (сложный и высший) 3 28 3 21 5 17 По маршруту 3 28 4 25 5 17 Групповая слетанность 3 28 4 16 6 15 Атака ВЦ 3 25 4 21 5 15 Воздушный бой - - 3 22 5 17 Атака НЦ с простых видов маневра 4 25 4 18 6 14 Атака НЦ со сложных видов маневра и парой - - 3 22 5 17 При метеоминимуме - - 4 21 6 16 - При отработке упражнений разрешается совмещать в одном полете несколько полетных заданий, но если в комплексном полетном задании присутствует не больше одного упражнения отрабатываемого впервые. Разработку комплексных полетных заданий проводить командиру эскадрильи.
- Упражнения, имеющие несколько полетов (заданий) записывать в документации как номер упражнения и номер полетного задания в скобках. Например, упражнение 1 полетное задание 3 записывать как 1(3).
- Полеты, выполняемые для выполнения задач не указанных в КБП записывать в летной документации без номера упражнения с кратким содержанием задания на полет, например «Полет парой на воздушную разведку в качестве ведомого».
- Совершенствование навыков проводить по направлениям, указанным в КБП. Полетные задания на совершенствование навыков разрабатывать летчикам под руководством командира эскадрильи. Разработанные полетные задания утверждает командир эскадрильи. Разработанное полетное задание должно включать:
- графическую модель полета
- необходимые сведения и расчеты (значения высот, скоростей ввода, вывода из фигур, заданные перегрузки и углы атаки на маневрах, высоты и перегрузки начала вывода из пикирования и горки
- действия при отклонении от расчетных режимов
- меры безопасности при выполнении полета в конкретных условиях полета
Полеты на совершенствование выполнять по упражнениям Курса, разрабатывая задания индивидуально на один или как правило на несколько полетов в вышеперечисленном порядке. Если полет выполняется по виду подготовки, описанному в Курсе, его записывать как номер упражнения Курса (по данному виду подготовки) с буквой «С» после номера упражнения, например: «Упр. 202с КБП ВИА-05 Тренировочный полет на сложный пилотаж на малых высотах». Если вид подготовки, по которому выполняется полет не описан в КБП, полет записывать как краткое содержание задания на полет, например: «Тренировочный полет на дозаправку в воздухе».
- При совершенствовании навыков усложнение задания делать только после полной отработки более простого задания. Порядок полетов при выполнении всех заданий сохраняется один: Сначала выполняется контрольный (или вывозной) полет по разработанному заданию с летчиком, имеющим инструкторский допуск и уже освоивший данный вид летной подготовки. Затем тренировочные полеты. После контрольного полета инструктору производить соответствующую запись в летной книжке. При неудовлетворительном качестве полета командир эскадрильи должен назначить количество вывозных, контрольных полетов, обеспечивающее усвоение летчиком тех элементов, которые освоены недостаточно.
- Командиру, организовывающему полеты при постановке задачи летному составу определять меры безопасности, связанные с условиями базирования, характером полетных заданий, метеоусловиями, а на предполетных указаниях дополнять и конкретизировать их с учетом метеоусловий и воздушной обстановки.